ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР "ЦТТ - СКОЛКОВО"

 

     

    ИНСТИТУТ      ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНЫХ     ТЕХНОЛОГИЙ

                                                   ИНН/КПП  0721020821 / 072601001            360024 КБР, г. Нальчик, ул. Ашурова 5, оф.8  тел:  (866 2) 97-67-92

                                                                                                                                                                                                       www.anoitt.ru   anoitt@mail.ru

     

     

    6 мая 2011 года

     

    Президенту Фонда "Сколково"

    Виктору Феликсовичу Вексельбергу

     

    Копия: Вице-президенту Фонда «Сколково»,

    главному управляющему директору

    по образованию и исследованиям

    Олегу Борисовичу Алексееву

     

     

    БИЗНЕС-ПРЕДЛОЖЕНИЕ

     

    " О целесообразности создания трансдисциплинарного исследовательского центра в структуре негосударственного международного технологического предпринимательского университета "Сколково"

     

    Об очевидном

    Очевидно, что любой продукт, пользующийся успехом на рынке, является плодом конкретных технологий. Технологии являются плодом прикладного научного направления. В свою очередь, научное направление является производным от конкретного научного подхода. В данном случае следует обратить внимание на то, что понятия в направлении – "продукт", "технология", "прикладное научное направление" и "научный подход" различаются инновационным потенциалом. Проще говоря, продукт может много раз совершенствоваться в рамках одной технологии. Технология может несколько раз совершенствоваться в рамках прикладного научного направления. И, наконец, концепция научного направления может весьма ограниченное число раз совершенствоваться в рамках научного подхода. Следовательно, чем короче становятся сроки морального и физического устаревания продукта, тем быстрее морально и физически устаревают технологии; истощаются идеи и возможности прикладного научного направления и, как следствие, истощается инновационный потенциал научного подхода. Это объективный процесс! Но, очевидное для бизнесмена, требующее провести вынужденную замену морально устаревшего продукта и технологии, не всегда очевидно для научного работника, который находится "внутри" этого процесса. Именно поэтому  сопредседателю совета Фонда "Сколково" Крэйгу Барреттону, по его словам: "Подчас проще посадить за стол переговоров бизнесменов, но так трудно организовать переговоры между научными кругами".

    Следовательно, чтобы результаты модернизации и технологического развития экономики, как предполагает Президент РФ Д.А.Медведев, действительно способствовали   бы становлению новой идеологии российского общества, очевидно недостаточно только продуктов и технологий, созданных с помощью  существующих научных направлений и научных подходов. Мы уверены, что в рамках инновационного проекта "Сколково" целесообразно уделить внимание развитию новых перспективных научных подходов, а также тех научных направлений и технологий, которые такие подходы способны предложить. В данном случае, речь идёт о трансдисциплинарном системном подходе.

     

    Кратко о развитии трансдисциплинарности

    Длительное время наука развивалась в рамках отдельных дисциплин. В 50-х годах XX века методы отдельных наук стали пересекаться в решении научных и социально-экономических проблем. Такое пересечение способствовало появлению множества междисциплинарных подходов.

    С середины 70-х годов XX века в науке сформировалось представление о "сложной многофакторной проблеме". Для решения таких проблем в рамках междисциплинарного подхода сформировался мультидисциплинарный подход, который более известен под названием "метод экспертных групп". Однако экспертам известно, что в процессе своего решения, сложные многофакторные проблемы всегда стремятся "рассыпаться" на дисциплинарные составляющие. В результате, такие проблемы легче формулировать, но почти невозможно эффективно решать. Поэтому в науке и в обществе возникла необходимость в специализированном научном подходе, ориентированном на решение именно таких проблем.

    С середины 80-х годов XX века интенсивное создание такого подхода осуществляется в рамках трансдисциплинарности (http://ru.wikipedia.org. "Трансдисциплинарность"). За лидерство в новой сфере научной деятельности сегодня активно борются: Американская школа трансдисциплинарности – США и Канада (Институт комплексных проблем Санта Фе http://www.santafe.edu/sfi/organization/vision.html); Европейская школа трансдисциплинарности – Англия, Испания, Италия и Франция (International Center for Transdisciplinary Research. http://nicol.club.fr/ciret). Швейцарская школа трансдисциплинарности (Network for Transdisciplinary in sciences and humanities. http://www.transdisciplinarity.ch). В Китае с 1998 г. существует государственная программа развития важных фундаментальных исследований (Программа "973"). Эта программа затрагивает главные научные проблемы сельского хозяйства, энергетики, информатики, ресурсов и окружающей среды, народонаселения и здоровья, а также материалов. Цель программы "973" трансдисциплинарные исследования в разных сферах науки, теоретическое и научное обоснование принятых государственных решений. (http://www.973.gov.cn/English/Index.aspx  http://russian.china.org.cn/china/archive/China2006/txt/2006-12/06/content_2279098.htm).

     С 1991 года в России сформировалась Русская школа трансдисциплинарности (www.anoitt.ru). Преимуществом Русской школы является то, что в её рамках трансдисциплинарность развивается как самостоятельная научная дисциплина (Приложение №1,№2,№3,№4). Опираясь на универсальные законы и природные механизмы, обусловливающие единство объектов, процессов и явлений, трансдисциплинарная методология позволяет разрабатывать технологии эффективного решения сложных многофакторных проблем природы и общества. Как следствие, трансдисциплинарность предлагает новую технологическую идеологию. Суть этой идеологии сводится к следующему. В своё время, квантовая физика обеспечила концептуально и методологически обоснованный «выход за границы» классической физики в сторону микромира. В результате общество получило атомную энергию и нанотехнологии. Трансдисциплинарность также обеспечивает обоснованный «выход за границы» классической физики, но, на этот раз – в сторону макромира. Такой выход способствует более глубокому пониманию основ жизнедеятельности макрообъектов и макропроцессов. На базе этой идеологии трансдисциплинарность формирует новую линейку прорывных технологий.

    Мы уверены, что новые прорывные технологии не должны продолжать эксплуатацию существующих технологических идей. Потенциал идей, заложенный в прорывные технологии должен не только стимулировать мировой рынок сегодня. В первую очередь, он должен обеспечить потребности общества на новом этапе его развития. Например:

    - перспективные трансдисциплинарные технологии утилизации отходов АЭС и химической промышленности предполагают их полную нейтрализацию взамен существующей практики их захоронения;

    - технологии альтернативных источников энергии предполагают создание персональных источников возобновляемой энергии (помимо энергии солнца, воды и ветра), основанных на использовании эффекта резонанса с окружающей средой;

    - технологии создания компьютеров, основанных на новых физических принципах, предполагают использовать в качестве рабочего ядра компьютера не искусственно созданные процессоры, а непосредственно сами природные и социальные объекты (человек, предприятие, город   и т.д.);

    - технологии индивидуальной профилактической медицины предполагают организовать профилактику и лечение каждого человека с учётом его уникальных физиологических и биохимических параметров;

    -технологии в сфере экологии предполагают безусловное и быстрое восстановление флоры, фауны, плодородия почв, подвергнувшихся антропогенному и техногенному воздействию, активируя естественные механизмы восстановления природной среды;

    - технологии в сфере экономики предполагают использовать выявленные пространственные и временные закономерности формирования экономических кризисов с целью прогнозирования сроков наступления таких кризисов и их профилактики; и т.д.

    В силу этого обстоятельства, трансдисциплинарный подход обладает определённым избыточным потенциалом возможностей к разработкам по направлениям, определенным частью 8 статьи 10 Федерального закона № 244-ФЗ «Об инновационном центре "Сколково".

     

    Предложение

    Чтобы не распылять по отдельным заявкам, а сохранить и раскрыть научно-технологический потенциал трансдисциплинарного подхода, мы предлагаем Вам создать в структуре исследовательских центров негосударственного международного технологического предпринимательского университета "Сколково" – "Центр Трансдисциплинарных Технологий" (ЦТТ "Сколково"). Проект концепции ЦТТ "Сколково" представлен в приложении №5.

    В организации своей деятельности ЦТТ "Сколково" непременно станет образцом инновационного отношения  к решению сложных многофакторных проблем природы и общества. Так, например, вместо инертных научно-исследовательских лабораторий, исследовательскую работу в ЦТТ "Сколково" предполагается осуществлять силами мобильных временных творческих коллективов (ВТК) – по числу выбранных и утверждённых, на определённый срок, направлений деятельности или прорывных технологий.

    В компетенцию ВТК будет входить разработка всего комплекса этапов работ – от формирования проблемы до создания технологии. В этом случае, в отличие от исследовательской лаборатории, на каждом этапе работы ВТК появляется возможность существенно корректировать состав участников ВТК по численности и научному потенциалу, обоснованно утверждать его технико-экономические затраты, а также, не быть привязанным к конкретному помещению и дорогостоящему специализированному оборудованию в нём.

    На этапах формирования проблемы, научного обоснования её решения, а также при проведении исходных экспериментов, может потребоваться привлечение небольшого числа специалистов. Но, уже на этапе подготовки и проведения опытно-конструкторских работ по созданию прототипов технических устройств или аналитических технологий, в состав ВТК, возможно, потребуется ввести специализированные научные учреждения; не нобелевских лауреатов, а группу молодых амбициозных аспирантов, студентов, которые ещё не испортили своё мировоззрение традиционным штампом – "этого не может быть, потому что не может быть никогда".

    В отличие от практики работы исследовательской лаборатории, результат каждого этапа работы ВТК будет представлять собой готовый продукт, который может быть использован всеми участниками инновационного проекта "Сколково". С другой стороны, каждый коллективный участник проекта может, на определённом этапе работ, войти в состав ВТК ЦТТ "Сколково", а члены ВТК могут усилить состав  любого коллективного участника проекта. В таком качестве (и это немаловажно) ЦТТ сможет играть роль коммуникатора научно-исследовательской и практической деятельности работ негосударственного международного технологического предпринимательского университета "Сколково". Результаты такого перекрестного сотрудничества, безусловно, усилят научный потенциал и отдачу от всего инновационного проекта.

    Создание ЦТТ "Сколково" в 2011 году и организация его работы по предлагаемой схеме, позволит, не дожидаясь официального открытия негосударственного международного технологического предпринимательского университета, получить общественно значимые результаты по отдельным наиболее престижным технологическим направлениям уже в 2012-2013 годах.

     

    При экспертизе идеи создания ЦТТ "Сколково" следует учитывать риски, возникающие со стороны специализированных организаций и учреждений Министерства образования и науки РФ. Опыт свидетельствует, что специалисты этих организаций, как правило, не являются экспертами в области трансдисциплинарности. Поэтому результаты таких экспертиз сводятся не к обсуждению коммерциализации возможных продуктов и технологий, а к бесплодным научным дискуссиям!

    В действительности же, речь идёт о более принципиальных вещах, о проблемах специалистов, получающих высшее образование, но не способных эффективно решать сложные многофакторные проблемы даже в своей профессиональной сфере. Следовательно, напрашивается очевидный вывод – если современное общество имеет проблемы, то это не проблемы общества, а проблема отсутствия методологии их эффективного решения у специалистов, имеющих высшее образование ("Всемирная декларация о высшем образовании для 21 века: подходы и практические меры» ст. 5п.(а); ст. 6п.(b). http://infopravo.by.ru/fed1998/ch02/akt13969.shtm).

     

    Поэтому идея создания ЦТТ "Сколково" во многом перекликается с миссией Открытого университета "Сколково":

    - развивать воображение и креативность практикующих специалистов, показывая разнообразие существующих картин мира, научной методологии и способов мышления;

    - стимулировать позитивный интерес учёных и бизнесменов к прорывным технологиям;

    - вовлекать их в глобальный обмен передовыми знаниями и технологиями, формирующимися, в том числе, мировыми школами трансдисциплинарности;

    - развивать коммуникации внутри профессиональных сетей специалистов в различных областях науки и технологий, а также использовать их устойчивые междисциплинарные связи для создания прорывных технологий;

    - развивать академические и инновационные компетенции (прогнозирование, мышление, проектирование), опыт командной работы по проектированию и решению междисциплинарных, а также сложных многофакторных проблем природы и общества.

     

    Мы благодарны за возможность передать Вам это бизнес-предложение, и готовы, в удобное для Вас время, обсудить те изменения и дополнения, которые, по Вашему мнению, следует в неё внести.

     

     

           Директор                                                                 Мокий Владимир Стефанович

     

     

     

    Ключевые слова: инновационный потенциал научного подхода;  новая технологическая идеология;  новая линейка прорывных технологий;  ЦТТ "Сколково" – образец инновационного отношения к поиску решений сложных многофакторных проблем природы и общества;  ЦТТ "Сколково" – коммуникатор научно-исследовательской и практической деятельности инновационного проекта "Сколково"; получение реальных практических результатов по наиболее престижным технологическим направлениям в 2012-2013 годах.

     

    Примечание: Приложения №1, №2, №3, №4, №5 на 11 (Одиннадцати) листах.

     

     

     

     

    Приложение №1

    Краткая справка о трансдисциплинарном подходе

     

    Трансдисциплинарный системный подход представляет собой совокупность приёмов и способов решения сложных, многофакторных проблем Природы и общества, в решении которых дисциплинарные подходы испытывают концептуальные или методологические трудности.

    Основываясь на всеобщих, универсальных законах и природных механизмах, обусловливающих единство объектов, процессов и явлений, трансдисциплинарный подход позволяет разрабатывать способы эффективного решения сложной многофакторной проблемы. В силу этого обстоятельства, трансдисциплинарный подход обладает избыточными потенциальными возможностями в решении дисциплинарных и междисциплинарных проблем.

    Преимущества трансдисциплинарного подхода состоят в следующем:

    - Во-первых, удается теоретически обосновать и практически доказать, что в необходимых случаях дисциплинарный специалист и руководитель может получить доступ ко всей информации объекта.

    - Во-вторых, появляется возможность проводить поиск решения сложной многофакторной проблемы, используя лишь минимальный (необходимый и достаточный) набор дисциплинарных характеристик.

    - В-третьих, появляется возможность обосновать нормативные (эталонные) значения дисциплинарных параметров, в тех случаях, когда традиционно это сделать не удаётся (например, при решении экономических, экологических, социальных проблем).

    В-четвёртых, обеспечивается повышение достоверности результатов анализа объектов при общем снижении материальных и временных затрат на их получение.

    Результаты практических работ с использованием трансдисциплинарного подхода очевидны. Они не требуют сложных доказательств и поэтому одинаково понятны и специалистам и руководителям, принимающим решения.

    Практическое и теоретическое применение трансдисциплинарного подхода особенно эффективно когда:

    ü дисциплинарные подходы имеют методологические трудности при решении поставленных проблем, например, при выводе из кризисного состояния сложных комплексных образований, например, экономики государства или отдельных регионов; системы здравоохранения и экологии.

    ü имеется недостаток информации (отсутствие полной, подробной информации) или недостаток времени на её получение и подробный анализ.

    ü  требуется уточнить имеющуюся информацию или подтвердить её достоверность.

    ü необходимо провести оперативный анализ риска предлагаемого решения сложной многофакторной проблемы или разработать несколько её возможных сценариев.

    ü требуется определить вероятность негативных социальных, экономических, техногенных событий в конкретном регионе, возникающих по вине форс-мажорных обстоятельств.

    Модели трансдисциплинарного подхода позволяют  проводить анализ  риска уже существующих планов, программ или сценариев решения сложной многофакторной проблемы или вырабатывать начальные рекомендации к работе специалистов из разных областей знаний, исключающие возникновение рисков, связанных с форс-мажорными обстоятельствами и непредсказуемыми ситуациями.

     

     

    Приложение №2

    Доклады на международных конференциях по различным аспектам применения трансдисциплинарного подхода

     

     Mokiy V. & Romanov P. «Transdisciplinary Safety of «Global Brain Project» International Conference «Global Brain», July 3-5, 2001. Vrije Universiteit Brussel, Brussels, Belgium, http://pespmc1.vub.ac.be/Conf/GB-0-abs.html

     

    - Mokiy V. «The essence of the Informological Varients of the Transdisciplinary Paradigms»;

    - Romanov P. «Transdiciplinary technologies in Education, Economics and Medicine»,

    Symposium «Paradigms Lost and Paradigms Gained: Negotiating Interdisciplinary in 21st Centure» May 9-12, 2001, University of Calgary, Canada, http://www.ucalgary.ca/paradigms/agenda.html

     

    Golota М., Моkiy V. «Transdisciplinary Aspect of the Sustainable Development Management Know-How».

    The International Conference «EURO-ECO 2001: Co-operation of Decision-Makers, Scientists and Practitioners for the Promotion of Sustainable Development and European Integration». June 18-19, 2001, University of Mining and Metallurgy Krakow, Poland

     

    Моkiy V. «About efficiency application of the transdisciplinary approach in the decision of difficult multifactorial problems of the nature and a society»,

    The forums «The Nature and Society Forum» (Dr. J. Schooneveldt), «The Human Ecology Forum». (Dr. Jacqui Russell), Canberra, May 12-15, 2002, The Australian National University, Australia

     

    Московский Государственный Университет им. М.В.Ломоносова.

    Мокий В.С. Голота М.Б., «Использование общесистемного подхода для усиления существующих методов принятия решений». Научная конференция «Системная аналитика и проблемы принятия решений». Москва: Июль, 1999.

     

    Mokiy V., Golota М. «Catastrophism: General System Approach to the Analysis of Natural Cataclysms».

    USA  «Futures Research Quarterly». Winter 2000, Vol. 16, №4.

     

     

     

    Приложение №3

     

    Краткая информация об опробовании или использовании технологии трансдисциплинарного подхода за период с 1993 по 2010 год

     

     

     

    №№

     

    Министерства и Ведомства РФ

     

    Темы работ/исследований

     

     

    1

     

    Министерство Российской Федерации по атомной энергии

     

    - Департамент безопасности и чрезвычайных ситуаций

     

     

     

    - Всероссийский Научно-Исследовательский Институт химической технологии

     

    - Всероссийский Научно-Исследовательский Институт промышленной технологии

     

     

     

     

    Разработка сценариев профилактики чрезвычайных ситуаций на объектах атомной энергетики, возникающих вследствие форс-мажорных обстоятельств

     

    Концепция общесистемной оценки негативного влияния объектов Минатома на окружающую среду

     

    Применение методов общесистемного анализа при исследовании мест захоронения жидких радиоактивных отходов

     

     

    2

     

    Министерство топлива и энергетики РФ

     

    - Центр радиационной безопасности

     

     

     

     

     

    Системный мониторинг экологически опасных объектов

     

     

    3

     

    Госдума РФ

     

    - Комитет по экологии

     

     

     

    Участие в работе экспертной группы по подготовке Федерального Закона "Об энергоинформационном благополучии населения"

     

     

    4

     

    МЧС России

     

    - Департамент предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

     

     

     

    Использование методик

    трансдисциплинарного подхода в целях прогнозирования ЧС на акваториях морей, омывающих территорию Российской Федерации

     

     

    5

     

    Министерство обороны РФ

     

    - Государственный Научно-Исследовательский Испытательный Институт Военной Медицины (г. Москва)

     

    - ГНЦ Научно-Исследовательский Институт промышленной и морской медицины (г. Санкт Петербург)

     

     

     

    Применение трансдисциплинарных технологий для ретроспективного анализа статистического материала по ДТП, травмам, ранениям, заболеваниям, послеоперационным осложнениям, несчастным случаям, летным происшествиям, экстремальным ситуациям с любыми объектами техногенного и природного происхождения, а также с людьми и коллективами людей, с целью определения эффективности использования этих подходов для прогнозирования периодов и исходов возможных экстремальных (неблагоприятных) ситуаций

     

     

    6

     

    Министерство здравоохранения РФ

     

    - Федеральное управление медико-биологических и экстремальных проблем "МЕДБИОЭКСТРЕМ"

     

     

     

    Разработка методологии индивидуальной длительной поддержки здоровья отдельной личности, лечения и коррекции состояния здоровья отдельного человека и коллективов, находящихся в экстремальных условиях

     

     

    7

     

    Совет безопасности РФ

     

    - Отдел медицинской безопасности населения

     

     

    Разработка концепции лекарственных средств нового поколения

     

     

    8

     

    Министерство труда и социального развития РФ

     

    - Федеральная программа

    «Охрана труда 2000-2004

     

    Государственный контракт: «Разработка компьютерных систем идентификации индивидуальных календарных периодов для работников профессий повышенного риска в отдельных отраслях промышленности»

     

     

    9

     

    Медицинский центр Управделами Президента РФ

     

    - Учебно-научный центр

     

     

    Применение трансдисциплинарных методик для повышения эффективности оказания медицинской помощи отдельным категориям пациентов спец контингента

     

    10

     

    Государственный Научный Центр РФ Институт Биофизики –

     

     

     

    Разработка концепций проведения медико-гигиенического мониторинга и оценки состояния здоровья населения, проживающего в районе размещения Ростовской АЭС

     

     

    11

     

    Государственное учреждение «Центр спортивной подготовки сборных команд России»

     

     

    Разработка методики определения индивидуальных психофизических и медико-биологических особенностей спортсменов Сборных команд России

     

     

    12

     

    Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова

     

    - Биологический факультет, кафедра гидробиологии, лаборатория биоповреждений

     

     

     

     

    Исследование влияния пространственной организации эксперимента на развитие биологических объектов

     

     

    13

     

    Российская Академия Архитектуры

     

    - Московский Государственный Строительный Университет

     

     

     

     

    Разработка концепции мониторинга и оценки технического состояния жилых домов первых массовых серий на основе трансдисциплинарного подхода

     

     

    14

     

    Газпром

     

    - Медвежинское Газопромысловое Управление

     

     

     

    Разработка инновационной стратегии управления в период падающей добычи газа

     

    15

     

    Министерство Образования г. Москвы

    - Учебный центр «Перспектива»

     

     

     

    Разработка концепции гармоничного образования

     

    16

     

    Science, Engineering and Technology Unit National Security Division Department of the Prime Minister of Australia

     

     

    Внедрение технологий несиловой профилактики кризисных ситуаций в регионах

     


    Приложение №4

     

    Краткая экспозиция официальных отзывов по апробации технологий трансдисциплинарного подхода

     

    «…Несмотря на то, что отдельные положения концепции могут казаться достаточно спорными, все они подтверждаются экспериментально. Это заставляет отнестись к ним со всей серьезностью. Если и в своих дальнейших практических приложениях трансдисциплинарность окажется столь же успешной, то нам, вероятно, придется существенно пересмотреть основы современного научного мировоззрения».

    А.Л. Никифоров, доктор философии, профессор, ведущий научный сотрудник отдела «логики, методологии и философии науки», Института философии Российской Академии Наук. Апрель 1998 г.

     

    «…Целесообразность применения трансдисциплинарного подхода в практической медицине не вызывает сомнения. На наш взгляд, использование  данного метода в медицинской практике позволит значительно повысить достоверность прогноза состояния здоровья человека и сделать  лечение более эффективным».

    Министерство здравоохранения Российской Федерации, Федеральное управление медико-биологических и экстремальных проблем. Декабрь 1998 г.

     

    «…Проверка показала достоверную корреляцию прогноза и наличия крупных аварий, произошедших в прогнозируемый период. Таким образом, есть серьезные основания говорить о целесообразности применения трансдисциплинарного подхода, как одного из методов общего системного подхода, при оперативном и альтернативном прогнозировании чрезвычайных ситуаций».

    Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Декабрь 1998 г.

     

    «…Трансдисциплинарный подход представляет большой интерес для решения проблем исследования мест захоронения и обоснования практических мероприятий для обеспечения безопасности захоронения радиоактивных отходов, консервации хранилищ после завершения сроков их эксплуатации. Признано целесообразным проинформировать заинтересованные зарубежные организации о выполненных методических разработках и их перспективах для возможного развития международного сотрудничества в этом направлении».

    Министерство Атомной промышленности Российской Федерации. Всеросийский  проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт промышленной технологии ВНИПИпромтехнологии. Май 1998 г.

     

    «…Применение трансдисциплинарного подхода позволяет на порядок сократить временные и материальные затраты при принятии управленческих решений и делает этот анализ привлекательным для руководителей корпоративных организаций. В результате адаптации методов трансдисциплинарного подхода к проблемам управления экономическими системами, в Институте Национальной и Мировой Экономики выполняется ряд исследовательских работ в рамках подготовки кандидатских и докторских диссертаций».

    Государственный Университет Управления (Россия). Институт Национальной и Мировой Экономики. Апрель 2001 г.

     

    «…Основой для проведения сравнительного испытания послужили сведения, имеющиеся в распоряжении ГНИИИ ВМ МО РФ о лицах, попавших в дорожно-транспортные и иные происшествия. Всего было обследовано 101 человек, попавших в дорожно-транспортные и иные происшествия. При использовании программы «Ритм» было зафиксировано 78% случаев совпадение даты происшествия с индивидуальным периодом особой чувствительности участников. Тем самым была подтверждена 80-ти процентная точность прогнозов, указанная в Патенте на применяемую методику расчета».

    Государственный Научно-Исследовательский Испытательный Институт Военной Медицины МО РФ (ГНИИИ ВМ МО РФ), Июль 2000 г.

     

     

    «…Полученные результаты позволяют говорить, как минимум, о двух важных преимуществах компьютерной программы, разработанной на основе трансдисциплинарного подхода.

    Во-первых, появляется возможность определять наиболее вероятные календарные сроки возможного обострения хронического заболевания у конкретного пациента.

    Во-вторых, появляется возможность определять индивидуальные календарные сроки проведения обязательных лечебно-профилактических мероприятий.

    Эти преимущества позволяют расценивать данную компьютерную программу как важный элемент общей системы лечебно-профилактической помощи, направленной на повышение эффективности и уровня безопасности оказания медицинских услуг».

    Медицинский центр Управления делами Президента Российский Федерации. Ноябрь 2000 г.

     

     

    Приложение №5

     

    Концепция (Проект)

    Центра Трансдисциплинарных Технологий "Сколково" (ЦТТ "Сколково")

    Концепция (Проект)

    Центра Трансдисциплинарных Технологий (ЦТТ)

     

    Основные цели ЦТТ:

    - развивать воображение и креативность студентов и специалистов, показывая разнообразие существующих картин мира и способов мышления;

    -  разработать эффективные способы коммуникации внутри профессиональных сетей студентов и специалистов в различных областях науки и технологий, способствующие возникновению устойчивых трансдисциплинарных связей, являющихся наиболее перспективными источниками новых технологий и инновационных продуктов;

    - способствовать развитию передовых знаний в приоритетных направлениях исследований и разработках; идей прорывных технологий, а также самих технологий; академических и инновационных компетенций (прогнозирование, мышление, проектирование); опыта командной работы по проектированию и решению сложных многофакторных проблем природы и общества.

     

    Основные задачи ЦТТ:

    - стимулировать позитивный интерес к «полезным» и прорывным технологиям;

    - вовлекать студентов и специалистов в глобальный обмен передовыми знаниями, сформированными, в том числе, мировыми школами трансдисциплинарности;

    - формировать и развить способности специалистов к использованию методик трансдисциплинарного подхода в решении сложных многофакторных проблем природы и общества, а также проблем в сфере своей профессиональной деятельности.

     

    В соответствие с целями и задачами ЦТТ его функции могут быть реализованы по следующим направлениям:

     

    - Организационно-методическое;

    - Учебное-просветительское;

    - Научно-исследовательское;

    - Практическое;

    - Международное.

     

    Организационно-методическое направление

    ·        поиск наиболее эффективных форм организации и практической деятельности ЦТТ;

    ·        разработка концепций общего и дисциплинарных разделов трансдисциплинарного подхода по приоритетным направлениям исследований и разработкам;

    ·        формирование тематического библиотечного фонда;

    ·      создание сайта ЦТТ с бесплатными и коммерческими разделами и тд.

     

    Учебно-просветительское направление

    ·  разработка обучающих программ и учебно-методической литературы по обучению студентов и аспирантов концепции общего и дисциплинарных разделов трансдисциплинарного подхода.

    ·  подготовка преподавателей, способных вести обучающий курс общего и дисциплинарных разделов трансдисциплинарного подхода.

    · организация курса трансдисциплинарности и дисциплинарных разделов трансдисциплинарного подхода по приоритетным направлениям исследований и разработкам.

    · проведение семинаров, научно-практических конференций по тематике, стимулирующей интерес к использованию трансдисциплинарных методик к решению сложных многофакторным проблем природы и общества и т.д.

     

    Научно-исследовательское направление

    · развитие концепции и методологии трансдисциплинарности-4:

    · разработка путей и способов практического применения трансдисциплинарного подхода к решению актуальных сложных многофакторных проблем природы и общества;

    · анализ концепций и методологии мировых школ трансдисциплинарности;

    · проведение научно-практических конференций по обмену опытом применения трансдисциплинарного подхода в решении сложных многофакторных проблем и т.д.

     

    Практическое направление

    · выполнение научно исследовательских программ, проектов, работ по заказам международных, государственных, коммерческих и некоммерческих организаций;

    · выполнение совместных проектов с институтами отраслевой науки по созданию новых промышленных технологий, основанных на трансдисциплинарном подходе.

     

    Международное направление

    ·  Организация международного сотрудничества мировых школ трансдисциплинарности в области поиска путей практического применения трансдисциплинарного подхода;

    ·  Проведение или участие в международных конференциях по обмену опытом внедрения трансдисциплинарного подхода в систему высшего образования;

    ·  Продвижение готовых трансдисциплинарных методик решения сложных многофакторных проблем на внутреннем и международном рынке;

    ·  Оказание всесторонней помощи вузам, осуществляющим обучение специалистов методикам трансдисциплинарного системного подхода;

    ·  Оказание методической помощи зарубежным вузам, открывающим на своей базе национальные центры трансдисциплинарных исследований и т.д.

     

    В настоящее время в научном мире ощущается недостаток специалистов, профессионально владеющих методиками трансдисциплинарного подхода. В связи с этим создание ЦТТ и организационную деятельность по его некоторым направлениям целесообразно осуществить с помощью специалистов Института трансдисциплинарных технологий, а также специалистов вузов РФ и зарубежных учёных, сотрудничающих с Русской школой трансдисциплинарности.

    Институт трансдисциплинарных технологий является ведущим разработчиком методологии трансдисциплинарного подхода. Концепция трансдисциплинарности и трансдисциплинарного системного подхода представлена в форме самостоятельной научной дисциплины. Это существенно облегчит разработку учебно-методической литературы, а также организацию и осуществление трансдисциплинарных научно-исследовательских и практических работ.

    ==============================