КОНЦЕПЦИЯ РЦТИ

 

Концепция

Российского Центра Трансдисциплинарных Исследований

(РЦТИ)

 

Основные цели РЦТИ:

- Разработать способы практического внедрения трансдисциплинарного системного подхода в систему высшего образования.

- Сформировать научно-методическую базу для преподавания трансдисциплинарности в ВУЗах Российской Федерации.

 

Основные задачи РЦТИ:

- Сформировать и развить способности студентов, аспирантов, профессорско-преподавательского состава ВУЗов к использованию методик трансдисциплинарного системного подхода в решении сложных многофакторных проблем природы и общества, проблем в сфере своей профессиональной деятельности.

 

В соответствие с целями и задачами РЦТИ его функции могут быть реализованы по следующим направлениям:

- Организационно-методическое;

- Учебное-просветительское;

- Научно-исследовательское;

- Практическое;

- Международное.

 

Организационно-методическое направление

·                     поиск наиболее эффективных форм организации и практической деятельности РЦТИ;

·                     разработка концепций общего и дисциплинарных разделов трансдисциплинарного системного подхода по специальностям ВУЗов;

·                     формирование тематического библиотечного фонта;

·                     создание сайта РЦТИ с бесплатными и коммерческими разделами.

 

Учебно-просветительское направление

·                     разработка учебных программ и учебно-методической литературыпо обучению студентов и аспирантов концепции общего и дисциплинарных разделов трансдисциплинарного системного подхода.

·                     подготовка преподавателей для проведения учебного курса общего и дисциплинарных разделов трансдисциплинарного системного подхода.

·                     организация курса трансдисциплинарности и дисциплинарных разделов трансдисциплинарного системного подхода по выбранной схеме (в качестве обязательной дисциплины; дисциплины по выбору; факультативной дисциплины и т.д.).

·                     проведение семинаров, научно-практических конференций по тематике, стимулирующей интерес к использованию трансдисциплинарных методик к решению кафедральных и факультетских проблем.

 

Научно-исследовательское направление

·                      анализ концепций существующих в науке видов трансдисциплинарности и трансдисциплинарных подходов;

·                     разработка путей и методов практического применения трансдисциплинарного системного подхода;

·                     проведение необходимых научно-исследовательских и экспериментальных работ по разработке стратегии решения насущных проблем образования, здравоохранения, экономики, экологии с использованием трансдисциплинарных технологий, а также создание практических методик их непосредственного решения;

·                     проведение научно-практических конференций по обмену опытом применения трансдисциплинарного системного подхода в решении сложных многофакторных проблем.

 

Практическое направление

·                     выполнение научно исследовательских программ, проектов, работ по заказам международных, государственных, коммерческих организаций;

·                     выполнение совместных проектов с институтами отраслевой науки по созданию новых промышленных технологий, основанных на трансдисциплинарном системном подходе.

 

Международное направление

·                     Организация международного сотрудничества в области поиска путей внедрения трансдисциплинарного системного подхода в систему высшего образования;

·                     Проведение или участие в международных конференциях по обмену опытом внедрения трансдисциплинарного системного подхода в систему высшего образования;

·                     Продвижение готовых трансдисциплинарных методик решения сложных многофакторных проблем на внутреннем и международном рынке;

·                     Оказание всесторонней помощи ВУЗам, осуществляющим обучение специалистов методикам трансдисциплинарного системного подхода;

·                     Оказание методической помощи ВУЗам, открывающим на своей базе национальные центры трансдисциплинарных исследований.

 

 

Статус РЦТИ

Определение статуса РЦТИ позволит решить вопросы принадлежности методического обеспечения, собственности на методическое обеспечение (на методики и технологии).

Наиболее подходящим статусом РЦТИ может быть – общероссийский. В этом случае концепция трансдисциплинарности и методы трансдисциплинарного системного подхода будут рассматриваться как инновация системы высшего образования, не переходящая дорогу другим дисциплинам и дисциплинарным подходам. Это будет являться гарантией конструктивного отношения к трансдисциплинарности со стороны администрации и профессорско-преподавательского состава ВУЗов.

 

В настоящее время в научном мире ощущается недостаток специалистов, профессионально владеющих методиками трансдисциплинарного подхода. В связи с этим создание РЦТИ и организационную деятельность по его некоторым направлениям целесообразно осуществить с помощью специалистов Института трансдисциплинарных технологий.

 

Институт трансдисциплинарных технологий является разработчиком и собственником методологии трансдисциплинарного подхода. Концепция трансдисциплинарности и трансдисциплинарного системного подхода представлена в форме научной гипердисциплины. Это существенно облегчит разработку учебно-методической литературы, а также внедрение трансдисциплинарности в систему высшего образования с использованием традиционных форм организации учебного процесса ВУЗов.