ХАРТИЯ ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОСТИ (Б. Николеску, 1994 год)

 

     

     

    Хартия трансдисциплинарности

    (Принята на Первом Всемирном конгрессе по трансдисциплинарности, Конвенто да Аррабида, Португалия, 2-7 ноября 1994 г.)

    Преамбула

    В то время как:

    - современное умножение академических и неакадемических дисциплин ведет к экспоненциальному росту знания, что делает невозможным глобальный взгляд на человеческое существование;

    - только интеллект, способный осознать космическое измерение современных конфликтов, в состоянии противостоять сложности нашего мира и современному вызову в лице духовного и материального саморазрушения человеческого вида;

    - жизни на Земле серьезно угрожает расцвет технизированной науки, которая повинуется только ужасной логике производства ради производства;

    - современный разрыв между растущим количественным знанием и увеличивающимся оскудением внутренней идентичности ведет к рождению новых форм обскурантизма с неисчислимыми социальными и личностными последствиями;

    -  исторически беспрецедентный рост знания увеличивает неравенство между теми, кто обладает и не обладает этим знанием, тем самым порождая растущее неравенство внутри и между народами нашей планеты;

    -  с другой стороны, существует надежда, противостоящая всем представленным выше вызовам, надежда на то, что это экстраординарное развитие знания смогло бы в конечном итоге привести к некоторой эволюции, отличной от развития приматов до уровня человеческих существ.

    Итак, принимая все сказанное во внимание, участники Первого Всемирного конгресса по трансдисциплинарности (Конвенто да Аррабида, Португалия, 2-7 ноября 1994 г.) приняли настоящую Хартию, которая включает фундаментальные принципы сообщества трансдисциплинарных исследователей и устанавливает личное моральное обязательство без всякого законодательного или институционального принуждения для каждого подписавшего эту Хартию.

    Статья 1

    Любая попытка редуцировать человеческое существо к формальным структурам несовместима с трансдисциплинарным видением.

    Статья 2

    Признание существования разных уровней реальности, предполагающих разные типы логики, - неотъемлемая черта трансдисциплинарного подхода. Любая попытка редуцировать реальность к единственному уровню с единственным видом логики не относится к области трансдисциплинарности.

    Статья 3

    Трансдисциплинарность дополняет дисциплинарные подходы. Это вызывает появление новых данных и новых взаимодействий между дисциплинами. Это подвигает нас к новому видению природы и реальности. Трансдисциплинарность не стремится к господству нескольких дисциплин, но ставит своей целью раскрыть все дисциплины к тому, в чем они едины, и к тому, что лежит за их пределами.

    Статья 4

    Краеугольный камень трансдисциплинарности - семантическое и практическое объединение тех смыслов, которые находятся в области пересечения и лежат за пределами различных дисциплин. Это предполагает рациональность открытого мышления, переосмысляющего понятия «определение» и «объективность». Крайность формализма, строгость определений и доказательство абсолютной объективности, влекущие исключение субъекта, могут иметь только жизне-отрицающие последствия.

    Статья 5

    Трансдисциплинарное видение решительно открыто в своем выходе за область точных наук, требуя их диалога и их примирения с гуманитарными и социальными науками, а также с искусством, литературой, поэзией и духовным опытом.

    Статья 6

    В сравнении с междисциплинарностью и мультидисциплинарностью, трансдисциплинарность является многоаспектной и многомерной. Принимая во внимание различные подходы к пониманию времени и истории, трансдисциплинарность не исключает транс-исторического горизонта.

    Статья 7

    Трансдисциплинарность не составляет ни новой религии, ни новой философии, ни новой метафизики или науки наук.

    Статья 8

    Судьба человека имеет планетарное и космическое измерения. Появление человеческих существ на Земле - одна из стадий в истории Универсума. Признание Земли нашим домом - один из императивов трансдисциплинарности. Каждое человеческое существо принадлежит к некоторой национальности, но, как житель Земли, представляет собой также транснациональное существо. Признание международным законом этой двойной принадлежности - национальной и планетарной - одна из целей трансдисциплинарного исследования.

    Статья 9

    Трансдисциплинарность призывает к открытому отношению к мифам и религиям, а также к тем, кто уважает их в трансдисциплинарном духе.

    Статья 10

    Ни одна культура не имеет привилегий над другой культурой. Трансдисциплинарный подход является существенно транскультурным.

    Статья 11

    Подлинное образование не может ставить абстракцию выше иных форм знания. Оно должно учить контекстным, конкретным и глобальным подходам. Трансдисциплинарное образование возрождает роль интуиции, воображения, чувственности и тела в передаче знания.

    Статья 12

    Развитие трансдисциплинарной экономики базируется на постулате обязательного служения экономики человеку, а не наоборот.

    Статья 13

    Трансдисциплинарная этика отрицает любой подход, который отвергает диалог и дискуссию, независимо от того, является ли происхождение такого подхода идеологическим, научным, религиозным, политическим или философским. Разделяемое знание должно вести к разделяемому пониманию, основанному на абсолютном уважении коллективной или индивидуальной инаковости, объединяемой нашей общей жизнью на одной и той же Земле.

    Статья 14

    Строгость, открытость и толерантность - фундаментальные при­знаки трансдисциплинарного подхода и видения. Строгость в аргументации, принимающая во внимание все имеющиеся данные, - лучшая защита от возможных искажений. Открытость включает в себя принятие неизвестного, неожиданного и непредвиденного. Толерантность предполагает признание права на идеи и истины, противоположные нашим собственным.

     

    Заключительная статья

    Настоящая Хартия трансдисциплинарности была принята участниками Первого Всемирного конгресса по трансдисциплинарности без вся­кой претензии на какую-либо власть, кроме обязательств их собственной работы и деятельности.

    В согласии с процедурами, принимаемыми трансдисциплинарно мыслящими личностями всех стран, эта Хартия открыта для подписи каждому, кто заинтересован в продвижении прогрессивных национальных, международных и транснациональных мер по воплощению этих статей в ежедневной жизни.

    Конвенто да Аррабида, 6 ноября 1994г.

     

    Редакторский Комитет

    Лима де Фрейтас (Lima de Freitas), Эдгар Морин (Edgar Morin) и Басараб Николеску (Basarab Nicolescu).

    Пер. с англ. В.И.Моисеева.

     

    ==============================