КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОСТИ-4

 

 

«9. Какие же идеи содержатся в этом едином уме, которые мы разделяем своим абстрактным мышлением? Нам следует их обязательно обнаружить, не нарушая их покоя, а для этого руководствоваться при созерцании их присутствия в высочайшем уме той наукой, которая сама зиждется на едином и единстве».

                                            Плотин «Избранные трактаты» [V9.» Об уме, идеях и сущем»]

 

 

(КОНЦЕПЦИЯ - это трактовка какого-либо процесса или явления, основная точка зрения на предмет и объект исследования, определённый способ понимания, схема исследования).

 

Концепция трансдисциплинарности-4

 1. Мир является Единой упорядоченной средой (ЕУС).

(ЕУС - это упорядоченная совокупность атрибутов, причин и следствий существования мира; общих и частных закономерностей и законов; явлений, объектов и процессов, а также их свойств, связей и взаимодействий на любом уровне действительности).

 

2. Распознавание Единой упорядоченной среды происходит через её атрибуты – многогранную форму и многогранное содержание.

(Атрибут от лат., attributum, приданное - неотъемлемая принадлежность предмета).

 

3. Единство среды обеспечивает общий для всех её атрибутов порядок.

(Порядок - правильное, налаженное состояние, расположение чего-нибудь).

 

4. Использование трансдисциплинарных моделей пространственного, временного и информационного аспектов этого порядка позволяет понять, познать и описать Единую упорядоченную среду в её единстве.

Аспект от лат., aspectus, взгляд, вид - точка зрения, с которой рассматривается, предмет, явление, понятие).

 

 

 

«Концепции надо разъяснять. Концептуальный характер терминов создаёт повышенный полиморфизм языка науки. Чем глубже и сложнее концепция, кодируемая термином, тем больше его полиморфизм».

                                                    В.В. Налимов

                                           (Полиморфизм – от греч. poly – много и morphe- форма)

 

Разъяснение концепции трансдисциплинарности-4

1. Мир – Един. В этом смысле он единственный и, следовательно, состоит из естественных элементов – фрагментов.

лемент, от лат., elementum - первоначальное вещество; фрагмент – условно выделенная область кого-  или чего-либо). 

2. Единство Мира обусловливает всеобщий порядок во всех его естественных элементах-фрагментах, а также во всех взаимодействиях и взаимоотношениях между ними. В этом смысле, Мир представляет собой Единую упорядоченную среду (One Orderly Medium).

 3. Всеобщий порядок, обусловливающий единство Мира, представляет собой трансдисциплинарную систему.

4. Модели основных аспектов трансдисциплинарной системы: пространственной, временной и информационной «единицы порядка», позволяют полностью и корректно исследовать Мир на любом уровне действительности.

 

Краткое пояснение постулатов концепции трансдисциплинарности-4

Трансдисциплинарный образ Мира, трансдисциплинарная трактовка термина «система» позволяет предложить следующее решение эпистемологической проблемы - ак изучать Мир и его элементы"?

 

1. Утверждение - «Мир является единой упорядоченной средой» - означает, что применительно к такой среде, множественность принципиально возможных упорядоченных сред будет рассматриваться не иначе как совокупность её естественных элементов-фрагментов.

 

2. Быть естественным элементом-фрагментом средыозначает иметь ряд атрибутов (атрибут, от лат., attributum, приданное – неотъемлемое, существенное свойство объекта), признаков (Признакпоказатель, примета, знак, по которым можно определить что-нибудь), свидетельствующих о его органической принадлежности к единой упорядоченной среде, но теряющих смысл при его принципиально независимом существовании. Проще говоря, обладание этими атрибутами, признаками позволяет каждому естественному элементу-фрагменту на своём уровне действительности быть той же самой - единой упорядоченной средой, но обладающей определённым местоположением и играющей определённую роль. В этом смысле, среда естественного элемента-фрагмента, а также среда искусственного объекта, трактуется, как уникальная упорядоченная среда. Уникальной упорядоченной средой  являются: атом и Галактика, банк и государство, опушка леса и автомобиль, человек и идея, предприятие, технология и экономические отношения.

 

3. Основным признаком единой упорядоченной среды и, следовательно, каждой уникальной упорядоченной среды, является наличие у неё потенции (Потенция от лат., potentiаскрытая сила)скрытой силой (возможностями), присутствующей в ней естественным образом, или заложенной в неё человеком (для искусственных упорядоченных сред), которая проявляются при определённых обстоятельствах. Утверждение «обладает потенцией», в данном случае, имеет отношение к внутреннему устройству упорядоченной среды, благодаря которому она способна проявлять своё состояние.

 

Основными атрибутами единой упорядоченной и, следовательно, каждой уникальной упорядоченной среды, являются:

Пространство – как форма существования потенции единой упорядоченной среды;

Информация – как форма проявления потенции единой упорядоченной среды;

Время – как форма преобразования потенции единой упорядоченной среды.

Порядок – как форма организации существованияпроявления и преобразования потенции единой упорядоченной среды.

 

4. Трактовка терминов «пространство», «время» и «информация» как форм, соответственно, существования, проявления и преобразования потенции, позволяет перевести их из философских категорий в категории методологические. Так, обладание «формой» (Форма от  лат., forme, фигура, наружный вид, образ) позволяет разработать модели пространственной, временной (темпоральной) и информационной «единицы порядка», как образов трансдисциплинарной системы. С помощью этих моделей появляется возможность не только более корректно выделять объект и предмет исследования, но и сформировать для них «сферу долженствования».

 

5. Порядок взаимосвязи пространства, времени и информации изначально присущ единой упорядоченной среде и любой уникальной упорядоченной среде. Он их имманентное свойство (имманентный,  от лат., immanens, пребывающий внутри). Но, так как этот порядок един, единственен, всеобщ, то при исследовании мира необходимо, прежде всего, искать проявление этого порядка в каждом его объекте, в любых взаимодействиях и взаимоотношениях, на любом уровне действительности. В этом смысле традиционное применение понятий «надсистема» и «подсистема» в исследовании Мира недостаточно корректно, поскольку это вынуждает исследователей искать «порядок в порядке» или предполагает существование «подпорядка» или «надпорядка», то есть, по существу, предполагать наличие разных порядков. В свою очередь, «единственность» порядка, единственность системы заранее предполагает наличие определённых элементов, отношений и связей, присутствующие в объекте исследования. В результате объект не только познается, но одновременно с этим, формируется понимание его истинного места и роли в окружающем мире.

 

       Краткие сведения о трансдисциплинарной методологии (трансдисциплинарность-4)

 

Термин "метод" [от греч. methodos] означает "путь к чему-либо". То есть метод, по сути, это приём, способ, образ действия.

Применительно к трансдисциплинарности-4, метод трансдисциплинарного исследования – это способ познания объекта в его единстве; способ исследования объекта в составе ЕУС; способ получения новых знаний о самом объекте и, окружающем его, мире; а также, способ управления состоянием самого объекта и естественной среды его обитания.

 

В соответствие с таким определением, методология  трансдисциплинарности-4 подразделяется на два основных раздела:

раздел Iметодология получения новых знаний.

раздел II методология решения сложных многофакторных проблем.

________________________________________________________________________

 

Методология получения новых знаний (раздел I) подразделяется на два направления:

 

- Методология фундаментальных теоретических трансдисциплинарных исследований.

Это направление связанно с формированием и описанием подробной трансдисциплинарной картины мира (трансдисциплинарной действительности), начиная с ноуменального (умопостигаемого) мира античной философии (Платона, Аристотеля, Плотина) и кончая чувственно-материальным миром – классической и квантовой Вселенной, а также, формированием, вытекающей из этой картины мира, сути принципов общечеловеческого мировоззрения, принципов общественной и научной этики.

 

- Методология частно-научных (монодисциплинарных) теоретических трансдисциплинарных исследований.

Это направление  связано с выявлением, описанием и исследованием уникальных пространственно-временных и иных механизмов управления всеми элементами функционального ансамбля объекта на различных уровнях действительности, но в рамках его единства; поиском их аналогов в объектах различной природы.

________________________________________________________________________

 

Методология решения сложных многофакторных проблем (раздел II) также подразделяется на два направления:

 

- Методология адаптации монодисциплинарных знаний к трансдисциплинарному исследованию.

Это направление  связано с проведением трансдисциплинарной классификации и систематизации монодисциплинарных знаний в рамках трансдисциплинарных параметрических таблиц. Эти таблицы позволяют: выявить принципы взаимодействия и взаимовлияния различных блоков информации одной дисциплины и блоков информации различных монодисциплин в объекте трансдисциплинарного исследования; осуществить кратковременное и долговременное прогнозирование состояния этих блоков информации, а также, состояния всего объекта трансдисциплинарного исследования в естественных и специально созданных условиях окружающей среды.

 

- Методология аппаратно-аналитического решения монодисциплинарных   и сложных многофакторных проблем.

Это направление  связано с обоснованием и выбором способов (трансдисциплинарных технологий) анализа, мониторинга состояния и управления устойчивым состоянием и гармоничным развитием объектов и процессов.

________________________________________________________________________

 

В системе высшего образования при подготовке монодисциплинарного специалиста методология трансдисциплинарного исследования (трансдисциплинарность-4) может быть представлена в строго прагматической форме. Например, монодисциплинарный специалист должен получить практические навыки в следующей последовательности этапов:

 - определение перечня дисциплин, изучающих факторы, которые могут оказать влияние на общее состояние объекта трансдисциплинарного исследования;

- проведение трансдисциплинарной систематизации и интеграции монодисциплинарных знаний, задействованных в трансдисциплинарном исследовании;

- корректное выделение объекта, подвергающегося трансдисциплинарному исследованию, в окружающей среде посредством пространственной, временной и информационной "единиц порядка";

- моделирование эталонной (нормативной) программы развития объекта;

- определение главных функций и целей каждого периода программы развития объекта;

- моделирование эталонного общего состояния объекта;

- определение реального состояния объекта;

- анализ эталонного и реального состояний объекта;

- создание сценария наиболее вероятного развития объекта на основании величины отклонения его реального состояния от своего эталонного (нормативного) состояния;

- составление перечня мероприятий, способствующих эффективному управлению объектом и профилактике его общего состояния, а также, определение оптимальных сроков проведения этих мероприятий;

В завершение, монодисциплинарный специалист должен научиться  проводить анализ-риска предлагаемых мероприятий для развития самого объекта, для развития других объектов, входящих с ним в один функциональный ансамбль.

 

* В настоящее время Русская школа трансдисциплинарности выложила в Интернете следующие книги:

- "Методология трансдисциплинарности-4" (пути и способы решения сложных многофакторных проблем природы и общества);

- "Трансдисциплинарная философия ноуменального мира".

 

** В заключение хочется сказать, что краткое изложение концепции и методологии любого научного направления представляется на первый взгляд – сухим текстом, неудобоваримыми терминами и банальными констатациями. Но все они проявляются яркой новизной, привлекательной красотой и поражающей энергией лишь в моменты прикладного использования  этой концепции и методологии; в моменты практического решения сложных многофакторных проблем.

 

==============================================================================

 

Кратко о целесообразности введения трансдисциплинарности в систему высшего образования

 

Сегодня многие преподаватели высшего образования уверены, что трансдисциплинарность поможет сделать из студента разностороннего специалиста. Для этого преподаватели стараются  привить студентам интерес не только к науке, но и к культуре, философии, религии. Это важно!

Но, не менее важно помнить, что результаты и эффективность такой трансдисциплинарности будут во многом зависеть от мировоззрения самого человека, мировоззрения преподавателя, мировоззрения конкретной научной школы, государственного мировоззрения.

От содержания мировоззрения будут зависеть содержание общественной и профессиональной этики. При таком трансдисциплинарном подходе к подготовке студентов есть риск того, что различия в содержании мировоззрения могут вызвать различия в понимании сути общественной и профессиональной этики в различных странах мира. Скорее всего, именно по этой причине специалисты на международных конференциях по экономике, экологии, социологии, медицине и так далее, не могут согласиться с мнением своих коллег и выработать правильное совместное решение. В результате, научный потенциал специалистов высокий, а эффективность решения сложных многофакторных проблем низкая!

Понимая эти причины, Русская школа трансдисциплинарности предлагает использовать в подготовке современных студентов трансдисциплинарность-4.

Трансдисциплинарность-4 должна быть самостоятельной научной дисциплиной! Эту дисциплину следует изучать студентам после первых двух-трёх лет обучения. Модели трансдисциплинарности-4 должны показать и убедить студента в том, что всё, что он знает, видит и чувствует, с чем ему предстоит работать и жить – всё это составляет гармоничный функциональный ансамбль, согласованный во времени и пространстве!

По завершении обучения трансдисциплинарности-4, студент должен научиться самостоятельно рассчитывать риск от своей профессиональной деятельности, от профессиональной деятельности коллег в других областях науки и техники. Независимо от своего базового образования, он должен убедиться сам и научиться убеждать своих коллег тому, как и посредством чего, их деятельность может разрушить этот гармоничный функциональный ансамбль; каковы будут отдалённые последствия от того или иного воздействия на природную, социальную и техногенную среду.

Проще говоря, концепция и методология трансдисциплинарности-4 способна создать основу обобщенного, единого, общечеловеческого мировоззрения. А это, в свою очередь, позволит  уровнять понимание сути общественной и профессиональной этики у специалистов любой области знаний.

Конечно, такая задача трудна. Но если нам удастся убедить в необходимости ее решения наших коллег-преподавателей, ученых и исследователей из разных стран мира и создать союз единомышленников, то общество от такой работы только выиграет.

 

==============================================================================

         Примечание:

 

       1. Всем, кто серьёзно интересуется теорией трансдисциплинарности, будет интересно ознакомиться с текстами ХАРТИЙ трансдисциплинарности (Хартия – документ важного общественно-политического значения).

Ниже, в качестве примеров, в соответствующих стиккерах, размещены тексты "Хартии трансдисциплинарности", разработанные Б. Николеску (1994) и Л. Киященко, В. Моисеевым (2009). Ознакомившись с текстами Хартий, у Вас появляется возможность сравнить их содержание и научный потенциал между собой и с концепцией трансдисциплинарности, разработанной Русской школой трансдисциплинарности.

Ниже, в стикере "критика Хартий" можно ознакомиться с краткой критикой некоторых положений  этих Хартиий. Однако это не помешает нам надеяться на конструктивное сотрудничество с авторами Хартий. В работе такого уровня сложности важен не столько сам «результат», но и «результативный процесс».

 

2. Следует обратить внимание на то, что в последнее время некоторые исследователи начали ставить знак равенства между терминами "единая наука" и "трансдисциплинарность". Этого делать не следует по причине того, что у этих терминов различное предназначение

Единая наука предполагает, прежде всего, получение, накопление и организацию органичного сосуществования множества разносторонних знаний об окружающем мире; знаний, пронизанных дисциплинарными, междисциплинарными и мультидисциплинарными подходами. Это обстоятельство позволяет говорить о "трансдисциплинарности науки", как об одном из свойств науки в целом.

Трансдисциплинарность предполагает исследование каждого явления, объекта и процесса в его внутреннем единстве и в его единстве с окружающим миром. Для этого используется специальный трансдисциплинарный подход. Подчеркиваем, "специальный трансдисциплинарный подход", а не подходы, которые "можно считать трансдисциплинарными".  В данном случае, правильно говорить о "науке трансдисциплинарности", как важной субстанции в единой науке.

 

Напоминаем, что книгу "Основы трансдисциплинарности" можно приобрести здесь

 

С уважением!

Руководитель Руской школы трансдисциплинарности

Владимир Стефанович Мокий

 

e-mail: anoitt@mail.ru

==============================